Новости

Сертификат

Организация учебного процесса для детей

с ограниченными возможностями здоровья

 

Жилякова Ирина  Николаевна, преподаватель высшей категории

Зиновьева Жанна Владимировна, преподаватель первой категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением отдельных предметов имени А. А. Угарова»

город Старый Оскол

 

Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Д. Медведев.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в школе. Причины, которые это вызывают,  многозначны; решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Речь идет о школьниках,  с ограниченными возможностями обучения, которые учатся в обычной массовой школе. Однако таким детям нужен специальный подход в обучении, усиленное внимание, помощь учителей и родителей.

Начало систематического обучения является важным этапом в жизни ребенка. Поступление в школу влечёт за собой коренное изменение привычного образа жизни, сложившегося у ребенка в дошкольный период воспитания. Успешность обучения детей зависит от таких факторов, как особенности раннего развития, степень функциональной зрелости организма, состояние здоровья ребенка, характер имеющихся нарушений по органам и системам, условия воспитания в семье. Даже самому тяжёлому инвалиду очень важен контакт со сверстниками, совместные игры, занятия по интересам. Значит, современной школе нужно инклюзивное образование. Полноценное  инклюзивное обучение подходит детям с незначительными нарушениями двигательного аппарата, диабет, аутизм, легкой формой ДЦП, порока сердца, с нарушением зрения и слуха, с небольшой умственной отсталостью.

Инклюзия в образовании - дело новое, и не во всех школах есть база для такого обучении и не все педагоги знают об этом направлении. Школы, которые  предоставляют хорошее качественное образование, должны уметь обучать всех и делать это не только для конкретных детей с ограниченными возможностями обучения, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что среди них есть сверстники, которым меньше повезло, что им тоже нужно образование, общение, дружба,  совместная работа и возможность самореализоваться.

При работе в классе, где есть ребенок инвалид, учителю  нужно учитывать его психологические и физиологические особенности, чтобы учебные нагрузки не ухудшили его физического и душевного состояния. Конечно по глубокому убеждению, педагогу,  необходимо пройти специализированные курсы переподготовки.

При планировании своей работы педагог должен помнить, что уровень преподаваемых знаний не должен приближаться к способностям инвалида, а учитывать особенности своих учеников. При подготовке к уроку, составляя план конспект, необходимо продумать такие задания для учащихся, чтобы они не отвлекались в то время, пока учитель работает с  учеником – инвалидом.

При  формировании, у учащихся с ОВЗ универсальных учебных действий, нужно опираться на системно – деятельный подход, включая в процесс современные образовательные методы:


  • Использование на уроках полисенсорного принципа представления информации.
  • Использование на уроках индивидуальных заданий.
  • Использование на уроке подгрупповых форм работы.
  • Возможность для ребёнка выбора задания по уровню сложности.
  • Использование на уроке методов самооценивания.
  • Организация на перемене зон для разного вида активности.
  • Организация внеурочных мероприятий с возможностью участия всех без исключения детей.
  • Участие детей с ОВЗ в общении со сверстниками на перемене.


Обучение и воспитывая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, зависит и от поведения родителей.  Им следует помнить, что все  страхи и «чёрные мысли» ребёнок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего  ребёнка нужно постараться найти  в себе силы и с оптимизмом смотреть в будущее. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ему свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Общайтесь  с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребёнка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

Дети инвалиды обучающиеся в обычной школе, имеют более высокую мотивацию к обучению. Адекватное  отношения коллектива, стимулирует творческие способности таких детей. Для такого ребёнка очень важна социализация, важно сможет ли он прожить свою жизнь достойно и после школы.

 

Список использованных источников:


  1. Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма: наука-инновации-общество. - М.: "Либроком", 2011.
  2. Лукьянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования- М.:Аркти, 2014.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» http://www.edu.ru 
  5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования- М.:Аркти, 2014.
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html