Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Учителю-логопеду:
- проявлять внимание к ребенку, создавать условия для хорошего самочувствии и активности;
- осуществлять комплексное речевое развитие, включая в работу с ребенком игры и задания на развитие всех компонентов речи (фонематические процессы, лексический и грамматический строй, связную речь);
- развивать слуховую функцию (неречевой, речевой слух и фонематические процессы), зрительно-пространственную и двигательную функции (общую, артикуляционную, мелкую моторику);
- осуществлять развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностной сферы.
Педагогу-психологу:
- уделять особое внимание психическому самочувствию ребенка, сохранению психического здоровья;
- повышать активность ребенка и его самостоятельность через индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие навыков коммуникативности;
- осуществлять интеллектуальное, социально-психологическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.
Инструктору по физической культуре:
- следует осуществлять дифференцированный подход при подготовке к занятиям (планировать индивидуальную работу по разделам программы);
- создавать условия для хорошего самочувствия детей, предупреждать утомляемость;
- развивать общую двигательную активность ребенка;
- развивать различные виды самостоятельной двигательной деятельности с учетом двигательных возможностей детей;
- развивать физические качества и двигательные способности: быстроту реакции, ловкость, гибкость, силу, выносливость, координационные способности;
- учить ребенка овладевать базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений.
Музыкальным руководителям;
- создавать условия для проявления положительных эмоций, хорошего самочувствия детей;
- осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми (уменьшить нагрузку, давать посильные ребенку задания);
- обеспечивать музыкальное развитие, используя в работе подвижные игры, игровые задания, движения под музыку, хороводные игры, пение, слушание;
- привлекать детей к праздничным мероприятиям, развлечениям, театрализованной деятельности, развивая их творческие способности.
Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми с РДА
- Гибко подходить к построению и проведению каждого занятия.
- Необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.
- Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным - тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно. Работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.
- Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
- На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание взаимодействовать с ним, необходимо подобрать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.
- В помещении, где находится аутичный ребенок, важно составлять визуальное расписание на день, где в виде карточек обозначена четкая последовательность всех действий в течение дня. Так же, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, необходимо разместить на шкафчике.
- Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована. Ребёнок должен знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.
- На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с четкой последовательностью действий и четкими правилами.
- Дети любят заниматься коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Они могут стать неоценимыми помощниками воспитателя, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, вырезанные шаблоны по форме.
- Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому полезно разместить в групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени воспитатель или дефектолог может привлекать внимание ребенка к его отражению.
- Лучше осознать свое тело аутичному ребенку поможет упражнение, которое успешно применяется в детских садах: положив ребенка на большой лист бумаги, педагог или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.
- Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как "Волшебный мешочек", "Угадай предмет" и др.
- С аутичными детьми необходимо заниматься физическими упражнениями, так как подобные занятия помогают им лучше чувствовать свое тело, способствуют улучшению координации движений.
- Для закрепления навыков каждую игру следует проиграть не один десяток раз, тогда она может стать своего рода ритуалом, которые так любят дети данной категории.
- Во время игры взрослый должен постоянно проговаривать свои действия и действия ребенка, четко обозначая словами все, что происходит с ними. При этом педагога не должно обескураживать то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам.
- Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш («рука в руке»).
- Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка.
- Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.
Рекомендации педагогам по взаимодействию с заикающимся ребенком
- Не показывайте ребёнку, что вы обеспокоены тем, как он говорит. Не произносите слово «заикание».
- Постарайтесь сблизить заикающегося дошкольника с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
- Проявите к заикающемуся малышу максимум внимания, чуткости, наладьте с ним контакт, следите, чтобы его не дразнили другие дети, не шумели при ответах.
- Не вовлекайте заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем им полезно участвовать в хоровых и других играх, требующих хоровых ответов.
- Не спрашивайте заикающегося ребенка первым на занятиях. Лучше спросите после ребенка, который хорошо ответил.
- Помогите заикающемуся произнести слово (фразу) или отвлеките его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
- Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
- Не подчеркивайте недостатки речи, а, наоборот, вселяйте уверенность в свои силы, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него.
- По возможности спрашивайте заикающегося всегда, когда он поднимет руку или проявит желание отвечать.
- Заикающийся ребенок должен находиться под наблюдением логопеда, психолога и психоневролога.
Литература:
- Евтушенко С.Г., Быкова Е.И. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009. - №5.
- Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: пед. помощь: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Спец. психология», «Спец. дошк. педагогика и психология – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
- Смолянко, Р.М. Лукина, Е.В. Вагуро, Н.М. Григорьева. Коррекционная работа в дошкольных учреждениях: Учебно-методическое пособие/М.В. - Мн.: Мастацкая лит., 2000.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие, - М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2000.