Статьи

Проектная деятельность как средство воспитания любви к родному краю

Зиновьева Ж.В.

Нежурина М.А.

учителя нач. классов

МОУ «СОШ №28 с УИОП»

г. Старый Оскол



ученик – это не сосуд,

который нужно наполнить, а факел,

который надо зажечь.


Проектная деятельность в начальной школе

В настоящее время все чаще говорят о том, что традиционная система обучения не всегда оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях, что уже сейчас определяет успешность человека в его профессиональной сфере.

Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не очень хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфолио ученика», индивидуальный и дифференцированный поход к обучению, проектная деятельность.

Проектная деятельность эффективно используется нами, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников способствует:


  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.


Основными этапами проекта являются следующие положения:


  • Найти проблему – что надо изучать?
  • Тема – как это назвать?
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать?
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить?
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте?
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе проекта?
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально?
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме?
  • Методика исследования – как и что исследовали?
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Значимость – как влияют результаты на практику?


В начальных классах школы при развитии устной и письменной речи уделяется особое внимание устному народному творчеству – загадкам, считалкам, пословицам, былинам, сказкам. Дети учатся не только и не просто грамотно говорить и писать, они учатся мечтать, сопереживать, видеть мир глазами вещей, животных, явлений природы. Начиная со второго класса, мы пишем свои собственные рассказы и сказки. В конце года издаем литературный журнал класса, с собственными рисунками и иллюстрациями к сказкам и рассказам. Эмоциональный и психологический эффект для всех участников этого проекта, который заканчивается презентацией журнала, трудно переоценить. Что нами было замечено, при презентации своих проектов малыши держаться более уверенно, чем старшеклассники, они четко отвечают на вопросы, по существу, они показывают умение рассуждать, нестандартно мыслить, участвовать в дискуссии, отстаивать и обосновывать свою точку зрения.

Другой интересный проект посвящен созданию энциклопедии домашних животных. Ребята не только рассказывают о различных породах кошек, собак, птиц и рыб, но и изучают особенности их характера, содержания, кормления и лечения, а также рассчитывают экономические затраты на содержание своих любимцев. Они доказывают, что домашние животные – это не только радость общения, но и труд по кормлению, выгуливанию, уборке, лечению в случае болезни, и выражают готовность взять эту ответственность на себя. Что очень отрадно, в проектах участвуют также и родители, помогают в наглядном оформлении, в технических средствах, материально (бумага, экскурсии и т.д.).

Младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся с ними в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда "становятся лучшими друзьями". Мы провели анкетирование с учащимися по введению метода проекта в образовательный процесс. Анализ показал, что:


  • Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 62% школьников ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя.
  • 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% - презентацию.
  • По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выпол­нить следующий проект качественнее.
  • Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.


Из сказанного видно, что знания усваиваются и закрепляются не потому, что так сказал учитель, а потому, что этого требует жизненная необходимость. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.

Мы рассматриваем проектную деятельность как наиболее эффективный способ формирования коммуникационной культуры личности, культуры, которая должна решить проблему построения общего пространства жизни и деятельности всех участников цивилизованного процесса. Метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности.

Все мы понимаем, что современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:


  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
  • умение выполнять исследовательскую работу;
  • гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
  • развитые коммуникационные навыки.


Администрация школы по линии внутришкольного контроля и развития учителя поставила перед нами задачу изучения метода проектов и внедрения его на урочных занятиях. Мы проводили педагогические чтения, изучали психологическую и научную литературу по данному вопросу, изучали имеющийся опыт и накапливали опыт собственный.

Еще одно неоспоримое достоинство проектирования заключается в том, что учителя получают возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, осознать его успешность вне узких рамок своего предмета, увидеть индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика.

Конечно, подготовка ученика к защите проекта очень трудоемка для учителя и требует использования большого количества внеурочного времени.

Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:


  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
  3. Ознакомление с методами исследования.
  4. Составление плана работы.
  5. Поиск противоречий.
  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
  7. Предзащита работы.
  8. Окончательное оформление и защита работы.


Мы планируем на следующий год, итоговую аттестацию в начальной школе, проводить в форме защиты интереса “Мои достижения” в учебной деятельности или личных успехов по содержанию “Папки достижений ученика”.

Мы еще раз убеждаемся, что наибольший изначальный эффект метод проектов дают тогда, когда их использование начинается уже в начальной школе, ведь детское мышление еще гибко, пластично и открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый образовательный продукт – личность глубоко нравственную, гуманную и креативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать.







Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну из сторон школьной жизни. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:


  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы, в первую очередь, общеучебные умения и навыки: исследо­вательские, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосред­ственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы главным образом направлены на развитие познавательного инте­реса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.


Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в копилке мировой и оте­чественной практики, принадлежит сегодня методу проектов, который нашел достойное место в практике нашей работы с учащимися.

В основу метода проектов для учащихся начальных классов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проблемы для проектов мы берем из окружающей действительности, из жизни, знакомых и значимых для ребенка. В результате этого ученики воспринимают знания как действительно нужные ему, личностно значимые для каждого из них.

«Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.






Таким образом, традиционная классно-урочная система создает «содержание образования» (точнее сказать «содержание образованности»), тогда как проектная деятельность способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта.