Статьи

Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира

Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности либо связаны с развитием информационных технологий, либо активно их используют.

Как утверждают психологи , для развития логического мышления природой отведены определённые возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучения в начальной школе.

Тип урока с использованием ИКТ позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Такие уроки создают у учащихся положительный эмоциональный настрой на учёбу, обеспечивают их большую информативность, вызывают у него чувство уверенности в собственных силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. Эффективному решению этих проблем способствует понимание логики работы компьютеров, логики оперирования информационными моделями. Для изучения можно выделить следующие аспекты:


  • изучение алгоритмов;
  • развитие процессов мышления, рассуждений, логики;
  • построение информационно-логической системы понятий и явлений.


На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Не обладающие красивым почерком и достаточным уровнем грамотности, дети довольны, что их «компьютерное сочинение» выглядит великолепно и ошибки можно исправить.

Попутно ученик развивает умения набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, абзацем, учиться оформлять работы графикой. Все это приобретает для него личностный смысл и не воспринимается как тяжелая и неприятная работа.

Интересным видом деятельности на уроках ИКТ является игра “Эрудиты в информатике». Игра состоит из нескольких конкурсов.

1.Домашнее задание.

Им может быть любой вид деятельности: составление алгоритма, кодирование информации ,но для всех команд однотипное.

2.Игра “Пойми меня”

Все задания касаются терминологии из курса информатики.

3.Конкурс капитанов

Для них готовятся задания заранее на компьютере. Это могут быть: установление закономерностей, расшифровка или шифровка информации, придумывание пословиц. Оценивается скорость выполнения, оригинальность решения.

а) Соедини половинки слов;

б) Расставь слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий:

цветёт, созревает, растёт; убежал, испугался, увидел;

в) Расположи четырёхугольники в белом круге, а чёрные фигуры- в чёрном;

4.Создай рисунок из геометрических фигур

Представители команд создают на компьютере рисунки на заданную тему (оценивается фантазия, скорость исполнения)


  1. Игра «Прочитай анаграмму» Это задание способствует не только развитию умения «играть» со словом, расшифровывая анаграммы, но и учит обобщать, анализировать, сопоставлять, наблюдать.


ОИТОРНМ- МОНИТОР

АРАТУКЛВИА- КЛАВИАТУРА

ЬЫМШ- МЫШЬ

СОРЦЕСПРО- ПРОЦЕССОР


  1. Представители команд набирают информацию в простом текстовом редакторе. Оценивается скорость работы.


Уроки информационной поддержки не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника исключительно велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ.

Список литературы:


  1. Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе./Авт.-сост. И. А. Петрова и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 287с. – (Образование в документах и комментариях).
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.
  3. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.
  4. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.
  5. Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.