Вопрос преемственности и непрерывности в процессе преподавания русского языка и чтения представляет сложную проблему, которая волнует и ученых исследователей, и методистов, и нас, учителей-практиков.
На протяжении 11 лет работы в начальной школе, чтобы осуществить возможность преемственности и непрерывности между дошкольным воспитанием и начальным образованием, я использовала опыт многих учителей новаторов, изыскивала свои методы, а последние три года решила более широко использовать в своей практике средства народного фольклора, опираясь на то, что большинство детей поступают в школу из детского сада, где занятия, в основном проводятся в игровой форме.
С первых дней пребывания ребенка в школе, ставлю перед собой задачу организовать учебный процесс так, чтобы сохранить сформированность умения и желания учиться, чтобы дети играли не только ради удовольствия, получаемого от самого процесса игры, но и ради приобретения новых знаний и умений. Постепенно дети начинают отличать учебную деятельность от игры, хотя и предпочитают получать знания в игровых ситуациях.
Такие ситуации создаю путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческого воображения, образное мышление.
Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский. Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент народные загадки.
Загадки использую, что сосредоточить внимание учащихся на каком-то изучаемом понятии, предмете, слове, букве, звуке и т.д.
Полезным эля этого может стать как содержание загадки, так и ее отгадка.
Взять хотя бы букварный период обучения чтению. На уроке, посвященном выделению звука и буквы «ж», можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести, показать рисунок с изображением жука. И совсем другое – начать с загадки:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создает положительный настрой, способствует лучшему усвоению программного материала.
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразия методов и приемов. Вот некоторые из них.
Загадку загадываю сама,
Не похож на человека,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
От сердечко отдает,
дети называют отгадку «Карандаш» и записывают словарное слово с комментированием.
Предлагаю загадки, дети записывают отгадки по темам (школа, ягоды и фрукты, овощи, транспорт, деревья, птицы и т. д.) по вариантам:
I школа II птицы III транспорт
Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отвожу зрительной памяти, используя игру «Угадай слово».
1 класс: Он вошёл — никто не видел,
Он сказал — никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Показываю схему слова — отгадки:
2 класс: загадываю новую для детей загадку и показываю карточку отгадку.
Расту на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки.
(п*м*дор)
При этом очень важна последовательная работа учителя с орфограммой от простого к более сложному.
3 класс: выписать из книги по чтению 2 загадки для словарной работы.
Со второго класса начинать знакомить детей с правописанием проверяемой безударной гласной в корне.
Загадываю загадки, где используется слово-отгадка:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая? (вода)
Затем задание усложняется.
Подчеркнуть безударную гласную не только в отгадке, но и в самом тексте загадки.
Домовитая хозяйка
Пролетая над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (пчела)
Вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово.
Хозяин л*сной
Просыпается в*сной,
А з*мой под вьююный вой
Спит в избушке сн*говой. (медведь)
Работа с перфокартами
а
о волна
е
и
я пятерка (пять)
Есть друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (пятерка)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет —
Тут и пропадет. (волна)
Загадки у меня собраны по всем изучаемым темам: звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова. Непроизносимые согласные, мягкий зак, разделительный твердых знак, сочетания чк, жи, ши, ча, ща, чу, щу.
По теме над предложением и текстом предлагаю творческие задания:
- Из слов каждой строчки составить предложения — загадки: про мел, сахар и т. д.
Белый, растаял, камушек, и , оставил, доске, следы.
На, камень, в , белый, тает, воде.
- Выборочный диктант по теме Глагол.
Выписать из предложений — загадок глаголы, определить время и число.
- В воде купался, сухим остался. (Гусь)
- В воде она живет
Нет клева, а клюет. (Рыба)
Выписать из этих же загадок существительные, обозначить род, число, падеж, склонение.
Пословица — это тоже жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Пословица не только активизирует работу учащихся на уроке, но и делает их речь яркой, образной.
Начинаю ознакомление с пословицами с 1 класса. Они имеются в книге «Русская азбука», начиная от буквы «А» до «Я», «Родное слово» и т. д.
На уроке русского языка провожу те же виды работ, что и с загадками, пословицы подобраны по всем изучаемым темам.
Учащиеся младших классов очень любят сказки, так как начинается знакомство с ними в раннем детстве.
Сказка — это тоже одно из средств народного фольклора, активизирующее деятельность учащихся в процессе обучения чтению и русскому языку. На уроках чтения знакомимся с новыми сказками. А на уроках русского языка использую ранее знакомые сказки. Например, по теме «Звонкие и глухие согласные» вписать в предложения подходящие по смыслу слова из сказок:
- Посадил _____________ ______________.
- Волк пошел на реку, опустил хвост в ___________.
Или: вставить подходящие по смыслу глаголы.
Емеля _______________ с печки, ___________ ведра и __________ на реку.
В заключении хочу сказать о том, что загадки, пословицы, сказки хорошее средство активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения. Но увлекаться этим видом работы учителю следует осторожно и в меру, не забывая об основных задачах урока.
ЗАГАДКИ
Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками — это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения.
Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.
Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся. Доставляя им полезные упражнения для ума.
Загадки можно использовать на разных этапах урока.
- Использование загадок в период обучения грамоте.
Знакомство с новым звуком
А
Сам алый сахарный
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
О
У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везет, как грузовик.
(Ослик)
И
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(Иголка)
Ы
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
(Шар, шары)
У
Весь день на воде,
А водой не насытится.
(Утка)
Н
Я копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.
Кто это?
(Конь)
Сам пустой
Голос густой,
Дробь отбивает
Ребят созывает.
(Барабан)
С
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем!
(Лес)
Трав копытами касаясь,
Ходит по полю красавец
Ходит гордо и легко
Рога раскинув широко.
(Лось)
К
Голова - на ножке,
В голове — горошки.
(Мак)
Т
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко -
Вот и вся зарядка.
(Кот)
Есть друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.
(Пять)
Л
На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать.
(Стул)
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах,
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня?
(Рояль)
Р
Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой — всех провожает.
(Дверь)
В
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный.
(Волк)
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.
(Верблюд)
Е
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель, ели)
П
Древесину ест едок,
Сто зубов в один рядок.
(Пила)
М
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес -
И исчез.
(Дым)
З
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц)
За хвост привязанный,
За нами
Летает он под облаками.
(Змей)
Б
Вот так лошадка! -
Воскликнул Андрейка, -
Словно большая
Тетрадка в линейку!
(Зебра)
Д
Шея длинная такая,
Хвост крючком...
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи - нет!
(Оценка «Два»)
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все тук, да тук.
(Гвоздь)
Я
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Г
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)
Ч
Его пинают,
А он не плачет!
Его бросают -
Назад скачет.
(Мяч)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много — много лет
Оставляет черный след.
(Ручка)
Ь
Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь)
Ш
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?
(Карандаш)
Ж
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
Ё
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёжик)
Й
Спозаранку у окошка
Стук, и звон и кутерьма.
По прямым стальным дорожками
Ходят красные дома.
(Трамвай)
Х
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
(Хлеб)
Ю
Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.
(Юла)
Ц
На одной ноге стоит,
В воду пристального глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Э
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка — кричит.
(Эхо)
Щ
У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь — в котел попала.
(Щука)
Ф
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(Шарф)
Ь
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Стоят дом себе на кочке.
(Муравьи)