Статьи

Реализация принципов непрерывности и преемственности в процессе обучения русскому языку и формирования читательских навыков школьников I ступени


Вопрос преемственности и непрерывности в процессе преподавания русского языка и чтения представляет сложную проблему, которая волнует и ученых исследователей, и методистов, и нас, учителей-практиков.

На протяжении 11 лет работы в начальной школе, чтобы осуществить возможность преемственности и непрерывности между дошкольным воспитанием и начальным образованием, я использовала опыт многих учителей новаторов, изыскивала свои методы, а последние три года решила более широко использовать в своей практике средства народного фольклора, опираясь на то, что большинство детей поступают в школу из детского сада, где занятия, в основном проводятся в игровой форме.

С первых дней пребывания ребенка в школе, ставлю перед собой задачу организовать учебный процесс так, чтобы сохранить сформированность умения и желания учиться, чтобы дети играли не только ради удовольствия, получаемого от самого процесса игры, но и ради приобретения новых знаний и умений. Постепенно дети начинают отличать учебную деятельность от игры, хотя и предпочитают получать знания в игровых ситуациях.

Такие ситуации создаю путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческого воображения, образное мышление.

Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский. Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент народные загадки.

Загадки использую, что сосредоточить внимание учащихся на каком-то изучаемом понятии, предмете, слове, букве, звуке и т.д.

Полезным эля этого может стать как содержание загадки, так и ее отгадка.

Взять хотя бы букварный период обучения чтению. На уроке, посвященном выделению звука и буквы «ж», можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести, показать рисунок с изображением жука. И совсем другое – начать с загадки:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создает положительный настрой, способствует лучшему усвоению программного материала.

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразия методов и приемов. Вот некоторые из них.

Загадку загадываю сама,

Не похож на человека,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

От сердечко отдает,

дети называют отгадку «Карандаш» и записывают словарное слово с комментированием.

Предлагаю загадки, дети записывают отгадки по темам (школа, ягоды и фрукты, овощи, транспорт, деревья, птицы и т. д.) по вариантам:

I школа II птицы III транспорт

Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отвожу зрительной памяти, используя игру «Угадай слово».

1 класс: Он вошёл — никто не видел,

Он сказал — никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Показываю схему слова — отгадки:





2 класс: загадываю новую для детей загадку и показываю карточку отгадку.

Расту на грядке

Зеленые ветки,

А на них

Красные детки.

(п*м*дор)

При этом очень важна последовательная работа учителя с орфограммой от простого к более сложному.

3 класс: выписать из книги по чтению 2 загадки для словарной работы.

Со второго класса начинать знакомить детей с правописанием проверяемой безударной гласной в корне.

Загадываю загадки, где используется слово-отгадка:

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая? (вода)

Затем задание усложняется.

Подчеркнуть безударную гласную не только в отгадке, но и в самом тексте загадки.

Домовитая хозяйка

Пролетая над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (пчела)

Вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово.

Хозяин л*сной

Просыпается в*сной,

А з*мой под вьююный вой

Спит в избушке сн*говой. (медведь)

Работа с перфокартами

а

о волна

е

и

я пятерка (пять)

Есть друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья. (пятерка)


По морю идет, идет,

А до берега дойдет —

Тут и пропадет. (волна)

Загадки у меня собраны по всем изучаемым темам: звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова. Непроизносимые согласные, мягкий зак, разделительный твердых знак, сочетания чк, жи, ши, ча, ща, чу, щу.

По теме над предложением и текстом предлагаю творческие задания:


  1. Из слов каждой строчки составить предложения — загадки: про мел, сахар и т. д.


Белый, растаял, камушек, и , оставил, доске, следы.

На, камень, в , белый, тает, воде.


  1. Выборочный диктант по теме Глагол.


Выписать из предложений — загадок глаголы, определить время и число.


  1. В воде купался, сухим остался. (Гусь)
  2. В воде она живет


Нет клева, а клюет. (Рыба)

Выписать из этих же загадок существительные, обозначить род, число, падеж, склонение.

Пословица — это тоже жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

Пословица не только активизирует работу учащихся на уроке, но и делает их речь яркой, образной.

Начинаю ознакомление с пословицами с 1 класса. Они имеются в книге «Русская азбука», начиная от буквы «А» до «Я», «Родное слово» и т. д.

На уроке русского языка провожу те же виды работ, что и с загадками, пословицы подобраны по всем изучаемым темам.

Учащиеся младших классов очень любят сказки, так как начинается знакомство с ними в раннем детстве.

Сказка — это тоже одно из средств народного фольклора, активизирующее деятельность учащихся в процессе обучения чтению и русскому языку. На уроках чтения знакомимся с новыми сказками. А на уроках русского языка использую ранее знакомые сказки. Например, по теме «Звонкие и глухие согласные» вписать в предложения подходящие по смыслу слова из сказок:


  1. Посадил _____________ ______________.
  2. Волк пошел на реку, опустил хвост в ___________.


Или: вставить подходящие по смыслу глаголы.

Емеля _______________ с печки, ___________ ведра и __________ на реку.

В заключении хочу сказать о том, что загадки, пословицы, сказки хорошее средство активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения. Но увлекаться этим видом работы учителю следует осторожно и в меру, не забывая об основных задачах урока.












ЗАГАДКИ


Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками — это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения.

Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся. Доставляя им полезные упражнения для ума.

Загадки можно использовать на разных этапах урока.



  1. Использование загадок в период обучения грамоте.


Знакомство с новым звуком

А

Сам алый сахарный

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

О

У него большие уши,

Он хозяину послушен.

И хотя он невелик,

Но везет, как грузовик.

(Ослик)

И

Железная рыбка ныряет,

А хвост на волне оставляет.

(Иголка)

Ы

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака.

(Шар, шары)

У

Весь день на воде,

А водой не насытится.

(Утка)

Н

Я копытами стучу, стучу,

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру.

Кто это?

(Конь)

Сам пустой

Голос густой,

Дробь отбивает

Ребят созывает.

(Барабан)

С

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи

В зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем!

(Лес)

Трав копытами касаясь,

Ходит по полю красавец

Ходит гордо и легко

Рога раскинув широко.

(Лось)

К

Голова - на ножке,

В голове — горошки.

(Мак)

Т

Выгнул спину он дугой,

Замяукал.

Кто такой?

Потянулся сладко -

Вот и вся зарядка.

(Кот)

Есть друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья.

(Пять)

Л

На четырех ногах стою,

Ходить я вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать.

(Стул)

Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах,

Зубы белые, педаль,

Как зовут меня?

(Рояль)

Р

Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой — всех провожает.

(Дверь)

В

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный.

(Волк)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

Е

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель, ели)


П

Древесину ест едок,

Сто зубов в один рядок.

(Пила)

М

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес -

И исчез.

(Дым)

З

Никого не обижает,

А всех сам боится.

(Заяц)

За хвост привязанный,

За нами

Летает он под облаками.

(Змей)

Б

Вот так лошадка! -

Воскликнул Андрейка, -

Словно большая

Тетрадка в линейку!

(Зебра)

Д

Шея длинная такая,

Хвост крючком...

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи - нет!

(Оценка «Два»)

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все тук, да тук.

(Гвоздь)

Я

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Г

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

Ч

Его пинают,

А он не плачет!

Его бросают -

Назад скачет.

(Мяч)

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много — много лет

Оставляет черный след.

(Ручка)

Ь

Спит или купается,

Все не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки.

(Гусь)

Ш

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?

(Карандаш)

Ж

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

(Жук)

Ё

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

(Ёжик)

Й

Спозаранку у окошка

Стук, и звон и кутерьма.

По прямым стальным дорожками

Ходят красные дома.

(Трамвай)

Х

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.

(Хлеб)

Ю

Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже целый день.

(Юла)



Ц

На одной ноге стоит,

В воду пристального глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

Э

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно,

Без языка — кричит.

(Эхо)

Щ

У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь — в котел попала.

(Щука)

Ф

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

(Шарф)

Ь

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Стоят дом себе на кочке.

(Муравьи)